5.1. Управление ликвидационными процедурами

По состоянию на 31 декабря 2019 г. Агентством проводились ликвидационные процедуры в 29 НПФ, ранее осуществлявших деятельность по обязательному пенсионному страхованию и не поставленных на учет в системе гарантирования прав застрахованных лиц, в 27 из них введена процедура конкурсного производства, в 2 – принудительной ликвидации.

География присутствия ликвидируемых НПФ охватывает 6 федеральных округов Российской Федерации.

В отчетном году Банк России не аннулировал лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию у НПФ, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

За время осуществления Агентством полномочий конкурсного управляющего (ликвидатора) НПФ ликвидационные процедуры завершены в 5 фондах, в том числе в 4 из них – в 2019 году (НПФ «Генеральный Пенсионный Фонд», ПНПФ, НПФ «Семейный», НПФ «Трансстрой»).

Средняя продолжительность ликвидационных процедур составила 5 лет 3 месяца, что объясняется длительностью мероприятий по привлечению бывших руководителей НПФ к гражданско-правовой ответственности.

В связи с установлением фактов недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов на основании заявлений Агентства, согласованных с Банком России, арбитражными судами признаны несостоятельными (банкротами) 7 фондов, в отношении которых Агентством ранее осуществлялись функции ликвидатора (ОАО «НПФ «Благоденствие», АО НПФ «Эрэл», АО «НПФ «МЕЧЕЛ-ФОНД», АО «НПФ «ТПП фонд», АО НПФ «Мосэнерго ОПС», 1 й НПФ (АО), АО НПФ «Участие»). В отношении НПФ «Тихий Дон» заявление Агентства о признании НПФ несостоятельным (банкротом) принято арбитражным судом и назначено к рассмотрению в январе 2020 г.

Рис. 24.

Распределение НПФ, в которых осуществляются ликвидационные процедуры, по федеральным округам Российской Федерации

Рис. 25.

Динамика поступления и завершения проектов конкурсного производства (ликвидации) НПФ (нарастающим итогом, шт.)

Таким образом, за все время деятельности Агентства выявлены признаки несостоятельности (банкротства) в 26 НПФ, в отношении которых первоначально введена процедура принудительной ликвидации.

В отношении 11 НПФ арбитражными судами удовлетворены ходатайства Агентства о прекращении процедуры принудительной ликвидации в связи с признанием их несостоятельными (банкротами) и открытием в отношении них конкурсного производства.

В 2019 году Агентством совместно с Банком России и заинтересованными министерствами (ведомствами) продолжена работа по подготовке изменений в законодательство Российской Федерации о банкротстве с целью повышения эффективности ликвидационных процедур в отношении НПФ, а также оптимизации и унификации процедур банкротства (ликвидации) всех видов финансовых организаций, функции конкурсного управляющего (ликвидатора) которыми возложены на Агентство.

В отчетном периоде Агентство продолжало уделять должное внимание своевременному и всестороннему информированию кредиторов и иных заинтересованных лиц об их правах, а также о ходе выполнения ликвидационных мероприятий. Соответствующая информация размещалась на официальном сайте Агентства (более 940 публикаций по вопросам ликвидации НПФ), в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц, а также в печатных и электронных средствах массовой информации различной направленности, в том числе в «Вестнике Банка России» и официальном издании – газете «Коммерсантъ». Кроме того, в 2019 году Агентством предоставлено более 2,7 тыс. адресных ответов на обращения кредиторов по вопросам проведения ликвидационных процедур в НПФ.