1.2. Выплата страхового возмещения

Организация и проведение страховых выплат

В 2019 году в отношении банков – участников ССВ произошло 24 страховых случая с общим объемом страховой ответственности Агентства в размере 56,7 млрд руб. перед 215,9 тыс. вкладчиков (в том числе 2,0 млрд руб. перед 11,5 тыс. малых предприятий).

Страховые выплаты начинались в диапазоне 4–9 рабочих дней со дня наступления страхового случая, средняя длительность периода подготовки к выплатам составила 6,7 рабочего дня (в 2018 году – 7,8 рабочего дня, в 2017 году – 9,1 рабочего дня).

Информация о наступлении страхового случая и порядке выплаты возмещения публиковалась на официальном сайте Агентства, на официальном сайте Банка России, в печатных изданиях по месту нахождения банка, в отношении которого наступил страховой случай, по месту жительства значительного числа его вкладчиков, а также размещалась непосредственно в офисах этого банка.

Вкладчикам 22 банков, включенным в реестры обязательств банков перед ними и не обратившимся за выплатой возмещения в первые дни, в отчетном периоде направлено 130 тыс. почтовых уведомлений с сообщениями о месте, времени, форме и порядке выплат. Вкладчикам 2 банков, страховые случаи в отношении которых наступили в декабре 2019 г., направлено 10,5 тыс. уведомлений в январе 2020 г.

В целях обеспечения максимально удобных условий получения денежных средств по 23 из 24 страховых случаев на конкурсной основе привлекались банки-агенты. В АО «Данске Банк» в связи с малым числом вкладчиков выплата возмещения проводилась непосредственно Агентством.

Разветвленная сеть структурных подразделений привлекаемых банков-агентов позволила обеспечить организацию выплаты возмещения в 98,5% тех населенных пунктов, где располагались основные структурные подразделения банков, в отношении которых наступил страховой случай. Кроме того, Агентство осуществляло выплаты в иных населенных пунктах в связи с наличием данных о проживании в них значительного числа вкладчиков. Так, например, выплаты вкладчикам кредитной организации РОСКОМСНАББАНК (ПАО) организованы не только в 5 населенных пунктах, в которых располагались его офисы, но также еще в 38 населенных пунктах, в которых массово проживают его вкладчики.

Вкладчики, проживающие вне населенных пунктов, в которых располагались подразделения банков-агентов, могли обратиться непосредственно в Агентство за выплатой возмещения в безналичной форме или наличными денежными средствами, перечисляемыми путем почтового перевода.

Выплаты по страховым случаям отчетного периода осуществлялись в 31 субъекте Российской Федерации. Требования вкладчиков к ликвидируемым банкам на сумму, превышающую полученное возмещение, принимались банками-агентами в режиме одного окна для последующего включения в реестр требований кредиторов банка. Из 7,7 тыс. потенциальных заявителей предоставленной возможностью воспользовались 7,4 тыс. вкладчиков (96,1%).

Для удобства вкладчиков в выплатах по 5 страховым случаям участвовало 2 и более банков-агентов, между которыми вкладчики распределялись по месту жительства и (или) в алфавитном порядке. Для поиска своего банка-агента вкладчикам предоставлен электронный сервис «Найти свой банк-агент» на официальном сайте Агентства. В 2019 году указанным сервисом воспользовались 17,9 тыс. вкладчиков.

ПАО Сбербанк и АО «Россельхозбанк» в качестве банков-агентов принимали участие в выплатах возмещения по 10 страховым случаям 2019 года, ПАО «БАНК УРАЛСИБ» и ПАО Банк «ФК Открытие» – по 2 страховым случаям, Банк ВТБ (ПАО), ПАО «Почта Банк» и ПАО «МИнБанк» – по 1 страховому случаю каждый.

В целом на ПАО Сбербанк пришлось 54% совокупного объема страховых выплат 2019 года, на АО «Россельхозбанк» – 27%, на ПАО «БАНК УРАЛСИБ» – 15%, на Банк ВТБ (ПАО), ПАО «Почта Банк», ПАО Банк «ФК Открытие» и ПАО «МИнБанк» в совокупности – около 4%.

По состоянию на 31 декабря 2019 г. для участия в конкурсах по отбору банков-агентов по выплате возмещения при Агентстве аккредитовано 55 банков. Структурные подразделения этих банков располагаются во всех субъектах Российской Федерации, что позволяет подавляющему большинству вкладчиков получать возмещение по месту жительства. В число аккредитованных банков-агентов входят крупнейшие по объему привлеченных депозитов физических лиц банки: ПАО Сбербанк, Банк ВТБ (ПАО), АО «Россельхозбанк», Банк ГПБ (АО) и ПАО Банк «ФК Открытие».

Всего за отчетный период возмещение на общую сумму 59,5 млрд руб. получили 129,6 тыс. вкладчиков 270 банков.

В том числе объем выплат по вкладам 5,3 тыс. малых предприятий, обратившихся за возмещением, составил около 1,8 млрд руб.

Непосредственно в Агентство за выплатой возмещения обратилось около 500 вкладчиков, которым выплачено возмещение на общую сумму 289 млн руб., в том числе 79 вкладчикам – путем почтового перевода на сумму 6,6 млн руб.

В 24 банках (Сталь Банк (ООО), ООО КБ «МНИБ», ООО КБ «ФПК», КБ «НОВОЕ ВРЕМЯ» (ООО), ООО КБ «Капитал Кредит», ООО «РКБ», АО «Вэлтон Банк», Банк «Монетный дом» (ОАО), «ПартнерКапиталБанк» (АО), ООО КИИБ «СОЧИ», АО «Гранд Инвест Банк», АО КБ «Михайловский ПЖСБ», ООО ИКБ «ЛОГОС», КБ «НАЦПРОМБАНК» (ЗАО), ООО «Банк Империя», АО «СИ ДИ БИ БАНК», КБ «Экономикс-Банк» (ООО), ООО КБ «Анелик РУ», АКБ «Новый Кредитный Союз» (АО), ООО КБ «ЕВРОКАПИТАЛ-АЛЬЯНС», ОАО КБ «Газинвестбанк», ООО «М Плюс», КБ «Информпрогресс» (ООО), ООО «БИЗНЕСБАНК»), в отношении которых ранее наступил страховой случай, в отчетном периоде завершены ликвидационные процедуры. Общий размер возмещения в этих банках составил 11,7 млрд руб., в ФОСВ в ходе ликвидационных процедур возвращено 4,2 млрд руб. (36% выплаченной суммы) в рамках расчетов с кредиторами первой очереди.

В отчетном периоде завершены мероприятия, позволившие Агентству начать предоставление информационных услуг с использованием ЕПГУ.

В числе первых реализованных сервисов – услуга по предоставлению вкладчику выписки из реестра обязательств банка перед вкладчиками с указанием размера возмещения по его вкладам, а также услуга по предоставлению вкладчику справки о выплаченных суммах и вкладах, по которым осуществлялось возмещение.

Обратившись на ЕПГУ, вкладчик банка, в отношении которого наступил страховой случай, может дистанционно получить информацию из реестра обязательств банка перед вкладчиками, содержащую сведения о своих вкладах и встречных требованиях, а также причитающейся ему сумме возмещения. Вкладчик, получивший страховое возмещение, может дистанционно получить справку о выплаченных ему суммах и вкладах, по которым осуществлялось возмещение, с указанием даты выплаты.

За первые 2 недели после внедрения сервиса (в период с 16 по 31 декабря 2019 г.) на ЕПГУ зафиксировано свыше 650 обращений за указанными электронными услугами.

В течение 2019 года проводились консультации граждан по вопросам, связанным с получением ими банковских услуг и страховой защитой, в том числе при обращениях по телефону горячей линии (обработано 39,4 тыс. звонков), по письменным обращениям и электронным запросам через средства обратной связи на официальном сайте Агентства, а также в ходе еженедельного личного приема.

В отчетном периоде рассмотрено 1,4 тыс. электронных обращений граждан, полученных через официальный сайт Агентства.

Всего в отчетном периоде рассмотрено 2 тыс. заявлений о несогласии с размером возмещения или об отказе от фиктивных приходно-расходных операций, незаконно увеличивших страховую ответственность Агентства.

Около 23 тыс. ответов на запросы сформировано через автоматические информационные сервисы на официальном сайте Агентства, обеспечивающие отслеживание вкладчиком состояния обработки его обращений и получение сведений о банке-агенте, осуществляющем выплату возмещения.

Предотвращение страхового мошенничества

В 2019 году Агентство продолжило осуществление политики противодействия попыткам страхового мошенничества и защиты прав вкладчиков, пострадавших от неправомерных действий банков.

Количество случаев страхового мошенничества существенно снизилось по сравнению с предыдущими годами. В отчетном периоде выявлено 105 операций по ненадлежащему (искусственному) формированию вкладов в 2 банках на общую сумму 110 млн руб. путем так называемого дробления – внесения в документы бухгалтерского учета банка технических записей о зачислении средств со счетов юридических и физических лиц на счета специально подобранных вкладчиков с целью неправомерного получения последними возмещения. Количество указанных противоправных операций уменьшилось в 9,5 раза по сравнению с 2018 годом, а их объем снизился в 13,6 раза.

При этом в ПАО «Невский банк», лицензия у которого отозвана 13 декабря 2019 г., выявлены признаки фальсификации части вкладов, в связи с чем в правоохранительные органы направлены заявления о проведении проверки на предмет наличия в действиях работников банка и иных лиц признаков уголовно наказуемых деяний, связанных с покушением на хищение денежных средств из ФОСВ.

В ходе подготовки и проведения страховых выплат Агентством не установлено случаев мошенничества с использованием так называемого «забалансового» учета, при котором в официальном бухгалтерском учете не отражается информация об открытых счетах (вкладах) граждан.

С начала 2019 года Агентством по заявлениям 142 вкладчиков банков, страховые случаи в которых наступили в предыдущие годы, восстановлены в учете и включены в реестры обязательств банков перед вкладчиками «забалансовые» обязательства перед ними на общую сумму более 157 млн руб.