Реализация Cтратегии развития Агентства на период до 2020 года

В 2019 году продолжена реализация Стратегии развития государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» на период до 2020 года, утвержденной решением Совета директоров Агентства от 14 декабря 2015 г. (протокол № 17) (далее – Стратегия).

По своему содержанию Стратегия нацелена на развитие новых и совершенствование имеющихся функций Агентства, на дальнейшее повышение надежности и удобства услуг Агентства для их потребителей, в том числе путем предоставления максимально возможного числа услуг в электронном виде.

Реализация Стратегии осуществлялась на основании плана на 2019 год, утвержденного решением Правления Агентства от 27 декабря 2018 г. (протокол № 148), который выполнен по всем направлениям.

Страхование вкладов

С начала 2019 года действие системы страхования вкладов (далее также – ССВ) распространено на вклады малых предприятий. К окончанию отчетного периода совокупный объем средств, размещенных в российских банках малыми предприятиями, составил 3,5 трлн руб., увеличившись за 2019 год на 6%.

В 2019 году возмещение на общую сумму 59,5 млрд руб. выплачено 129,6 тыс. вкладчикам 270 банков (в том числе 1,8 млрд руб. – по вкладам 5,3 тыс. малых предприятий, обратившихся за возмещением).

В отчетном году Агентство сохранило высокое качество услуг по выплате вкладчикам возмещения. Так, средний срок начала выплат составил 6,7 рабочего дня со дня наступления страхового случая. Выплаты осуществлялись в 98,5% населенных пунктов из числа тех, в которых на дату наступления страховых случаев находились подразделения банков (в 31 субъекте Российской Федерации). В 99,98% случаев выплата по реестру обязательств банка осуществлялась в день обращения вкладчика (Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации» (далее – Закон о страховании вкладов) на выплату отведено 3 рабочих дня). Доступность и высокая пропускная способность инфраструктуры выплат позволили Агентству в 2019 году погашать в среднем 68% совокупного объема своей страховой ответственности по банку в течение первых 7 рабочих дней после начала выплат (Международной ассоциацией страховщиков депозитов одним из ключевых показателей эффективности функционирования ССВ считается возврат основного объема застрахованных вкладов в течение 7 рабочих дней).

В целях расширения доступности услуг Агентства в электронной форме продолжена реализация программы по созданию «Электронного АСВ». На ЕПГУ стали доступны такие сервисы Агентства, как предоставление вкладчику выписки из реестра обязательств банка перед вкладчиками с указанием размера возмещения по его вкладам и предоставление вкладчику справки о выплаченных суммах и вкладах, по которым осуществлялось возмещение.

В отчетном году на официальном сайте Агентства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт Агентства) для данной категории вкладчиков запущен электронный сервис, позволяющий принимать заявления о несогласии с размером возмещения в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Уменьшение количества страховых случаев и сокращение объемов страховых выплат позволили Агентству осуществить в течение года частичное погашение кредита Банка России в размере 213 млрд руб.

Агентство активно участвовало в подготовке законопроектных предложений по распространению действия ССВ на средства некоммерческих организаций социальной направленности и некоммерческих объединений граждан, а также повышению лимита возмещения до 10 млн руб. для временно высоких остатков денежных средств на счетах, возникающих в связи с особыми событиями в жизни граждан (продажа недвижимости, получение наследства, выплаты по решению суда, социальные выплаты и т.п.). Соответствующий законопроект принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении.

В отчетном периоде продолжена работа по гармонизации законодательства в сфере страхования банковских вкладов, санации и ликвидации кредитных организаций на территории ЕАЭС.

Гарантирование прав застрахованных лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (далее также – гарантирование пенсионных накоплений)

В 2019 году Агентством осуществлены первые выплаты гарантийного возмещения. Возникновение гарантийных случаев обусловлено недостатком средств, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии (индивидуальном лицевом счете) застрахованного лица на день установления ему выплаты за счет средств пенсионных накоплений, по сравнению с гарантируемыми Агентством средствами застрахованного лица (пункт 1 части 4 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» (далее – Закон о гарантировании)). Недостаток средств возник в результате того, что застрахованное лицо накануне возникновения у него пенсионных оснований реализовало право на досрочный переход из негосударственного пенсионного фонда (далее также – НПФ), отразившего на счетах своих клиентов убытки по итогам года, в другой НПФ или Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФР).

В отчетном году Агентство также принимало активное участие в проведении Банком России плановых проверок негосударственных пенсионных фондов – участников системы гарантирования прав застрахованных лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (далее – СГПН), по вопросам, входящим в его компетенцию.

В рамках осуществления полномочий по контролю за исчислением, полнотой и своевременностью поступления гарантийных взносов Агентством проводились дистанционные проверки в отношении фондов – участников СГПН. Общее количество проведенных в 2019 году контрольных мероприятий – 29.

Предупреждение банкротства финансовых организаций

В 2019 году Агентством завершена реализация мер по преду­преждению банкротства 5 банков, в том числе АО «Банк ДОМ.РФ», в отношении которого такие меры осуществлялись с 2009 года.

Таким образом, по состоянию на 31 декабря 2019 г. Агентство продолжило участвовать в санации 17 банков.

Возврат средств по финансируемым Агентством проектам по преду­преждению банкротства в отчетном периоде составил 19,5 млрд руб. Кроме того, получено 7,7 млрд руб. в качестве процентов за пользование предоставленными Агентством средствами.

Конкурсное производство (ликвидация) финансовых организаций

В 2019 году Агентство осуществляло процедуры конкурсного производства (ликвидации) в отношении 384 кредитных организаций, 33 негосударственных пенсионных фондов, а также 28 страховых организаций. Совокупный объем активов указанных финансовых организаций превышает 4,5 трлн руб.

Завершены процедуры конкурсного производства и принудительной ликвидации в 21 кредитной организации (средний процент удовлетворения требований кредиторов составил 64%), а также в 4 НПФ (требования кредиторов, подлежащие удовлетворению за счет средств пенсионных накоплений, в среднем удовлетворены на 3,7%, за счет пенсионных резервов – на 9,1%).

Начаты первые выплаты кредиторам страховых организаций.

На выплаты кредиторам банков направлено 100,35 млрд руб., кредиторам НПФ – 0,8 млрд руб., кредиторам страховых организаций – 0,02 млрд руб.

В отчетном периоде Агентство продолжило совершенствование работы с активами ликвидируемых финансовых организаций. В целях предоставления рынку максимально полной, актуальной и структурированной информации о реализуемом имуществе разработаны и внедрены Стандарты раскрытия информации об активах, максимально подробно отражающие основные характеристики активов всех типов. Модернизирован специализированный портал в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет») о реализуемом имуществе ликвидируемых финансовых организаций (www.torgiasv.ru), обеспечивающий возможность ознакомления с планируемым к реализации имуществом на этапе предпродажной подготовки. Реализован начальный этап проекта по размещению на данном портале в соответствии с новыми стандартами всех планируемых к реализации активов ликвидируемых финансовых организаций.

В 2019 году с целью оптимизации расходов на осуществление конкурсного производства (ликвидации) Советом директоров Агентства одобрены изменения подходов к правовому сопровождению ликвидационных процедур. В соответствии с новыми подходами предусматривается постепенный переход от привлечения специализированных организаций к самостоятельному осуществлению Агентством правовой работы в ликвидируемых финансовых организациях.

Коммуникационная стратегия

В отчетном периоде продолжил работу Экспертно-аналитический совет при Агентстве (далее также – ЭАС). В 2019 году на заседаниях ЭАС были рассмотрены вопросы совершенствования системы страхования вкладов и оптимизации работы с активами ликвидируемых финансовых организаций. Кроме того, специальное заседание ЭАС было посвящено рассмотрению хода и перспектив гармонизации систем страхования вкладов в государствах – членах ЕАЭС.

В отчетном периоде также продолжил свою деятельность Общественный совет по взаимодействию с кредиторами финансовых организаций при Агентстве. На его заседаниях обсуждены вопросы совершенствования ликвидационных процедур в банках и работы с активами ликвидируемых финансовых организаций, повышения транспарентности ликвидационных процедур.

В 2019 году Агентство продолжило участие в программах повышения финансовой грамотности населения, проводимых под эгидой Министерства финансов Российской Федерации и Банка России.

Наряду с регулярным и систематическим анализом обращений граждан (писем, электронных писем, а также телефонных звонков на горячую линию) продолжен мониторинг уровня удовлетворенности услугами Агентства ключевых потребительских групп. Около 90% обращений, поступивших в Агентство, содержали вопросы, относящиеся к теме ликвидации финансовых организаций.

Финансовая стратегия

В 2019 году обеспечено своевременное и полное финансирование всех направлений деятельности Агентства.

В целях дальнейшего усовершенствования системы управления закупками Агентства внесены изменения во внутренние регулятивные документы, регламентирующие указанную деятельность. Максимально возможное число закупок проведено Агентством путем реализации конкурентных процедур (конкурс, аукцион и др.), в том числе в электронной форме с использованием специализированных электронных торговых площадок.

Поддерживалось эффективное функционирование системы риск-менеджмента Агентства. В отчетном году в соответствии с практикой Банка России и наилучшими мировыми стандартами управления рисками установлены ключевые индикаторы рисков деятельности структурных подразделений, выполняющих основные функции Агентства.

Проводился регулярный мониторинг деятельности банков, в отношении которых осуществляются меры по повышению капитализации, на предмет исполнения указанными банками обязательств, установленных в заключенных с Агентством соглашениях, в соответствии с положениями Порядка и условий размещения имущественного взноса Российской Федерации в имущество Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в субординированные обязательства и привилегированные акции банков, утвержденных решением Совета директоров Агентства от 13 января 2015 г. (протокол № 1).

Корпоративное управление

В 2019 году продолжена реализация программы реинжиниринга бизнес-процессов Агентства, приоритетными целями которой являются дальнейшее повышение клиентоориентированности Агентства и снижение операционных издержек его деятельности.

В целях повышения эффективности исполнения Советом директоров Агентства контрольно-ревизионных функций создан действующий при нем Комитет по аудиту.

Ранее образованные при Совете директоров Агентства Комитет по стратегии и Комитет по кадрам и вознаграждениям продолжили свою деятельность, обеспечивая всестороннее рассмотрение и максимальную глубину предварительной проработки вопросов, рассматриваемых высшим органом управления Агентства.

Оптимизирована действующая в Агентстве система антикоррупционных мер: уточнена структура перечня лиц, обязанных предоставлять справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; проведен ряд специальных проверок возможностей возникновения конфликта интересов, результаты которых рассматривались на заседаниях Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, приняты организационно-кадровые меры по устранению этих возможностей.

Стратегия управления персоналом

В отчетном году продолжено осуществление мер, направленных на расширение и актуализацию знаний и навыков работников Агентства. Более 600 из них приняли участие примерно в 200 учебных мероприятиях, в ходе которых обсуждались проблемы анализа кредитных портфелей финансовых и нефинансовых организаций, вопросы теории и практики менеджмента, внутрикорпоративных коммуникаций и формирования проектных команд, подготовки презентационных материалов, а также вопросы соблюдения (исполнения) антикоррупционных ограничений, запретов и обязанностей.