Главная /

Федеральные правительственные корпорации в США

Дата: 11.08.2009

Федеральные правительственные корпорации в США[1]

Предисловие (общие положения).

По состоянию на март 2006 г. в США существовало 18 организаций, которые осуществляли свои функции в соответствии со специальными законами и являлись федеральными правительственными корпорациями (далее – государственные корпорации). В форме таких корпораций созданы разные по размерам и функциям организации.

Государственная корпорация в США – это правительственное агентство (организация), созданное Конгрессом США для достижения общественно полезных целей, предполагающих получение доходов (например, для предоставления ориентированных на рынок общественно полезных услуг), которые покрывают или примерно соответствуют ее расходам.

В соответствии с Законом «О контроле за правительственными корпорациями» (Government Corporation Control Act 1945, далее - GCCA) государственной корпорацией может быть организация, основанная на государственной или смешанной (государственной и частной) формах собственности. Вместе с тем, в США существуют также другие организации, подконтрольные правительству (к таким относятся, в частности, предприятия, финансируемые государством – GSE).

Состав и количество государственных корпораций в США постоянно меняются. Одни государственные корпорации создаются (например, Национальная Корпорация по развитию бизнеса ветеранами (National Veterans Business Development Corporation), учрежденная в 1999 г.), другие ликвидируются (например, Корпорация по развитию дорожной сети в Пенсильвании (Pennsylvania Avenue Development Corporation) или изменяют свой статус, как упомянутая Национальная Корпорация по развитию бизнеса ветеранами, - соответственно в 1996 г. и 2004 г.).

Интерес к институту государственных корпораций в США за последние несколько лет значительно вырос. Во-первых, жесткие бюджетные рамки заставляют правительство искать новые финансовые ресурсы и снижать расходы. При этом деятельность государственных корпораций является экономически более эффективной, чем прямое государственное вмешательство в рыночные механизмы. Во-вторых, как показывает практика, Конгресс США предоставляет государственным корпорациям преференции чаще, чем другим организациям. В-третьих, государственные корпорации соответствуют концепции так называемого «Нового государственного управления», которая призвана поддерживать предпринимательство, принятие рисков и внедрение практики управления, типичной для частного бизнеса, в государственное управление. Как результат, в течение одной законодательной сессии в Конгресс США вносится несколько законопроектов о создании новых государственных корпораций. С другой стороны, признается, что государственные корпорации не являются панацеей от всех проблем государственного управления.

Развитие института государственных корпораций.

Исторически правительство США было слабо вовлечено в предпринимательскую деятельность. В первые годы своего существования Правительство США иногда участвовало в коммерческих организациях как рядовой акционер. Однако после принятия в 1819 г. прецедентного решения Верховного Суда США, признавшего такую практику частично неправомерной, государство стало, за некоторыми исключениями, избегать прямого участия в смешанном владении капиталом компаний.

Вместе с тем, необходимость осуществлять крупные экономические проекты оставалась. В 1903 г. федеральное правительство впервые купило корпорацию для строительства железной дороги в Панаме. Принадлежащие государству корпорации активно стали создаваться в США в периоды Первой мировой войны, Великой депрессии (тогда, например, была создана Корпорация по финансовой реорганизации (Reconstruction Finance Corporation)) и Второй мировой войны. После выполнения соответствующих задач, многие из таких корпораций были ликвидированы или поглощены государственными ведомствами.

В 1945 г. отчасти для того, чтобы реорганизовать созданные в период Второй мировой войны корпорации, и был принят GCCA. Данный акт устанавливает общие для всех государственных корпораций правила в сфере финансов, аудита и управления долгом. Однако деятельность государственных корпораций регулируется не только GCCA, но и другими законами. В дополнение к GCCA для каждой государственной корпорации должен приниматься отдельный законодательный акт.

Правовая характеристика государственных корпораций.

Законом GCCA точно не установлено, что представляет собой государственная корпорация. В GCCA не дается определения этой формы юридических лиц, а только перечисляются конкретные государственные корпорации. Вместе с тем, даже в GCCA указаны не все государственные корпорации (например, там не упомянута Федеральная почтовая служба). Государственные корпорации в США создаются на постоянной основе для выполнения государственной функции (как Федеральная корпорация по страхованию депозитов), либо временно для деятельности в сферах, где государство отказалось от своего прямого участия, либо передало свои полномочия в частный сектор.

В США законодательно не закреплено, в каких случаях должны создаваться государственные корпорации. Как отметил в 1948 г. президент США Г. Труман «опыт показывает, что корпоративная форма организации идеально подходит для управления правительственными программами, реализующимися в коммерческой сфере, такими, которые направлены на получение определенного дохода и, по крайней мере, не нуждаются в дополнительном финансировании, и одновременно связанны с большим количеством коммерческих операций с населением. При осуществлении указанных операций такие программы требуют большой гибкости, чем могут дать государственные структуры, для которых необходимо получение разрешений на использование бюджетных средств. Как правило, полезность корпораций связана с их способностью вступать во внешние отношения (с населением) так же, как это делает обычный хозяйствующий субъект».

Вместе с тем, в США создавались также государственные корпорации, сфера действия которых не предполагала получения дохода. Корпорация общественного радиовещания (The Corporation for Public Broadcasting) и Корпорация по оказанию юридических услуг (Legal Services Corporation), хотя и получают собственный доход (от рекламы и пр.), но не имеют коммерческих функций. Основная причина, по которым этим организациям был представлен статус государственных корпораций, - это предоставление иммунитета от влияния государственных структур и необходимости применения к ним общих корпоративных правил.

В США не существует двух одинаковых государственных корпораций. Однако возможно сделать некоторые обобщения относительно полномочий, организации, целей и характера деятельности государственных корпораций.

Государственные корпорации, независимо от того, какие функции они выполняют, являются агентами государства. Как установил Верховный Суд США в 1995 г., государственные корпорации имеют определенные правовые характеристики, которые невозможно описать только юридическим языком. Государственная корпорация остается государственной по своей природе до тех пор, пока Конгресс не решит, что она должна быть полностью частной, то есть перейти под действие частного права.

Юридическая личность государственных корпораций отделена от государства. Большинство из них могут быть истцом и ответчиком по гражданским искам[2]. Федеральное законодательство о государственных служащих распространяется на работников государственных корпораций лишь частично.

Государственные корпорации не попадают под действие большинства бюджетных законов, распространяющихся на министерства и ведомства. Это связано с тем, что сущность государственных корпораций предполагает, что они получают доходы от потребителей, а не от налогоплательщиков, и колебания их доходов и расходов не оказывают существенного влияния на государственный бюджет. В соответствии с GSSA государственные корпорации должны подготавливать и предоставлять на утверждение Президенту США «бизнесподобный бюджет». Наличие собственного бюджета связано с необходимостью разрешить государственным корпорациям оперативно распоряжаться своими денежными средствами. Президент США, рассмотрев бюджет государственной корпорации, направляет его для утверждения в Конгресс США – одновременно с бюджетом правительственных ведомств. Согласно Chief Financial Officers Act 1990 г. государственные корпорации обязаны также представлять Конгрессу США ежегодный отчет, который включает в себя отчет по финансовым операциям. Конгресс США вправе изменять бюджет государственных корпораций, но это право использует очень редко.

Государственные корпорации могут быть частью органов исполнительной власти, однако в большинстве случаев, они полностью независимы.

Единой структуры управления государственными корпорациями не существует. Государственные корпорации могут управляться постоянным коллегиальным органом; единоличным органом, избираемым и подотчетным коллегиальному органу; напрямую советом директоров, состоящим из представителей государства и частного сектора; либо административным лицом, подотчетным Президенту США. Однако во всех случаях, отличительной особенностью государственных корпораций является наличие Совета директоров.

Надзор со стороны органов государственной власти.

Государственные корпорации являются самостоятельными организациями, для каждой из которых установлен свой механизм отчетности.

Государственные корпорации проверяются специальным органом контроля за расходованием бюджетных средств (The Office of Management and Budget), Конгрессом США или соответствующим комитетом Конгресса США.

Государственные корпорации как переходные организационные правовые формы.

Государственная корпорация может рассматриваться как действующая альтернатива приватизации принадлежащих государству предприятий или как переходный этап при их полной приватизации. Примером корпорации, создаваемой в целях ее последующей приватизации, является Conrail. Conrail был создан как государственная корпорация в 1976 г. из семи частных железных дорог, ставших банкротами. Правительство США вложило в Conrail 8 миллиардов долларов и через десять лет, когда Conrail стал привлекателен для частных инвесторов, он был продан.

Заключение.

Таким образом, государственная корпорация в США представляет собой альтернативный способ присутствия государства в областях, где оно осуществляет экономическую деятельность. Так как для каждой государственной корпорации необходимо принятие специального закона, законодатель имеет возможность создавать государственные корпорации исходя из конкретных задач. В целом будущее государственных корпораций в США оценивается как перспективное.



[1] По материалам Federal Government Corporations: an Overview. CRC Report for Congress. By Ronald C. Moe and Kevin R. Kosar.2006.

[2] В соответствии с законодательством США, иск против органа государственной власти в ряде случаев можно предъявить только с его согласия.

Возврат к списку


Назад

АСВ в социальных сетях


Facebook Twitter VK OK

Как мне получить страховое возмещение?

Ответы на этот и другие вопросы о страховых случаях и выплатах Вы можете прочитать в разделе «Страхование вкладов/Вопросы и ответы».


Информация о кредитных каникулах

Узнайте всё о порядке и условиях получения кредитных каникул и подайте заявление онлайн в разделе
«Для заемщиков ЛФО».


Как мне погасить кредит?

Информацию о реквизитах банков, а также о контактных лицах по вопросам, связанным с погашением кредитов, Вы можете узнать в разделе «Погашение кредита».


Легко и быстро оплатите кредит банку с отозванной лицензией

Специализированный ресурс оплаты кредитов в интернете с использованием банковских карт и иных способов, а также информирования о всех доступных способах оплаты - Платежный портал (www.payasv.ru).


Информационный центр по реализации активов

- Консультации по поиску активов для покупки
- Консультации по процедуре приобретения активов
Перейти на страницу Информационного центра.

Справочник вкладчика Справочник вкладчика
Если Ваш банк разорился

×