Главная / Об Агентстве /

Выступление А.В.Турбанова на XXVII Общем собрании Ассоциации «Россия»

Дата: 25.05.2012

В своем выступлении традиционно кратко остановлюсь на характеристике ситуации по основным направлениям работы АСВ и на актуальных вопросах, которые были подняты на сегодняшнем собрании.

1. Текущую ситуацию в банковской системе Агентство оценивает в целом как стабильную, хотя наша работа в качестве страховщика депозитов проходит в достаточно напряженном режиме. С одной стороны, ее объем пока сохраняется на прошлогоднем уровне: в этом году страховые случаи наступили в семи банках – их столько же, сколько за аналогичный период прошлого года. А вот объем страховой ответственности Агентства возрос: он составил 10,5 млрд руб. по сравнению с 7 млрд руб. прошлого года.

Срок начала выплат вкладчикам выдерживается неукоснительно. Его сокращение является непростой, но важной для нас задачей, и мы постоянно работаем над этим. В текущем году средний срок начала выплат составил 12 дней (после отзыва у банка лицензии).

Не могу не сказать об одном из последних случаев отзыва лицензии. Это банк «Холдинг-Кредит». В нём не оказалось ни документарной, ни электронной баз данных. Ещё можно понять (но не оправдать) банкиров, уничтожающих данные об активах. Многие из них убеждены, что активы банка – это их собственность. Ложное убеждение! Но зачем уничтожать реестр обязательств перед вкладчиками, по которому средства выплачивает АСВ? Это полный цинизм. И это наносит серьёзный удар по доверию населения к банковской системе. Естественно, и мы, и ЦБ в рамках работы временной администрации сделаем всё, чтобы восстановить реестр и вовремя начать выплаты страховки.

Возвращаюсь к показателям работы Агентства. Фонд страхования вкладов превысил 170 млрд руб. Его достаточность находится на допустимом уровне. Доходность инвестирования в первом квартале составила 10,1% годовых (с учетом переоценки). Это на уровне других участников рынка, имеющих аналогичные инвестиционные ограничения.

Ликвидация банков. Этот «конвейер» действует безостановочно, поскольку Центральный Банк исправно удаляет с рынка недобросовестных игроков. У нас в производстве постоянно более сотни банков (в настоящее время 112). В текущем году мы приступили к обязанностям ликвидатора пяти банков, четыре вышло из-под нашего управления. Ликвидационные процедуры в них полностью завершены. Степень удовлетворения требований кредиторов в большой степени зависит от добросовестности и честности банкиров. А разброс здесь от 0% до 100%.

О процедурах санации. На сегодняшний день завершена санация 13 банков. Работа в шести продолжается. В трёх из них санация, возможно, будет завершена досрочно в текущем году.

Важнейшее направление здесь – работа с приобретенными в ходе санации активами. Их общий объем – 165 млрд руб. Продажа активов без убытка – наша главная задача на ближайшие годы. Задолженность по кредитам постараемся по возможности взыскать. Объекты недвижимости будут реализованы при восстановлении конъюнктуры рынка. Сейчас мы в основном занимаемся предпродажной подготовкой, повышением качества активов, оформлением необходимой документации. Прошли и продажи активов на сумму почти 5 млрд руб. (реализован ряд земельных участков и других объектов недвижимости).

2. Теперь о постановочных вопросах.

Наиболее важные без сомнения связаны с планируемым изменением гражданского законодательства. Государственной Думой принят в первом чтении пакет поправок к Гражданскому кодексу. Он затрагивает целый спектр вопросов, имеющих прямое отношение к работе банков: начиная от реорганизации института юридических лиц и заканчивая правами собственности и имущественными отношениями. Фактически можно говорить о новой редакции Гражданского кодекса. Ожидается, что документ вступит в силу 1 сентября.

Подавляющее большинство положений проекта заслуживает поддержки. Но ряд положений нуждается в корректировке. Среди изменений, непосредственно касающихся деятельности банков и Агентства, я отметил бы следующие.

Во-первых, в гражданском законодательстве закрепляется принцип добросовестности и разумности действий при осуществлении прав и обязанностей. Из морально-этической категории он переходит в разряд юридических понятий, что нам кажется очень важным, особенно при ведении конкурсного производства в банках и расследовании сомнительных сделок, предшествующих банкротству.

Во-вторых, хотелось бы с удовлетворением отметить, что поправки в ГК знаменуют прогресс в установлении аффилированности участников гражданского оборота. Сейчас это делается через перечень критериев, указывающих на то, какие компании являются аффилированными, а какие нет. В своей работе мы нередко сталкивались с ситуацией, когда аффилированные по сути структуры не подпадали под эти критерии. Причем достигалось это совершенно искусственно. Теперь будет возможно устанавливать аффилированность по прописанным в законе критериям и по решению суда.

Наконец, в-третьих, вводятся новые виды банковских счетов: совместный, номинальный, накопительный, эскроу и публичный депозитный. Само по себе это хорошо, так как делает гражданский оборот в целом и банковский бизнес в частности ещё более разнообразным. Но у нас есть и серьёзная обеспокоенность.

Например, совместные банковские счета. В законопроекте никак не оговаривается субъектный состав их владельцев. Из этого следует, что допускается объединение на одном счете средств нескольких юридических или нескольких физических лиц и другие вариации. Можно понять образование совместных семейных счетов и мировая практика такой банковский продукт знает. А что такое совместный счёт юридических лиц и какова потребность в их образовании? Или такая экзотика, как совместный счёт юридических и физических лиц? Наличие потребности в таких счетах вызывает сомнение. Зато не вызывает сомнения появление обширного поля для злоупотреблений.

Относительно совместных счетов физических лиц возникает вопрос их страховой защиты. Законопроект предусматривает выделение долей владельцев совместного счета только в двух случаях: арест денежных средств на счете (ст. 8605) и расторжение договора совместного счета (п. 3 ст. 8606). А последствия отзыва лицензии и ликвидации банка, в котором открыт совместный счет, никак не оговариваются.

Необходимо восполнить эти пробелы и определить ответственность банка перед каждым владельцем совместного счета в пределах доли его средств на счете. Для предотвращения возможных злоупотреблений банк должен будет вести учет долей владельцев совместного счета. Кроме того, указанные новые положения ГК должны вступить в силу только при внесении соответствующих изменений в закон о страховании вкладов, определяющих особенности выплаты страхового возмещения владельцам таких счетов.

О минимальном размере капитала банков. Многим известна наша позиция по данному вопросу. Необходимость увеличения капитала диктуется законами бизнеса. И дело не в том, что кто-то против мелких банков. Просто без достаточного капитала банки не только не будут развиваться, они просто не смогут существовать в пространстве легального финансового посредничества. Поэтому, наряду с качественными, установление количественных требований выглядит вполне уместным. Но оно должно быть продуманным и взвешенным с точки зрения достаточности времени для подготовки банков к новым требованиям.

Считаю, что для многофилиальных банков звучащая цифра в 1 млрд руб. вполне адекватная, но для банков, работающих только на местных рынках, скорее всего, избыточная. И здесь, как уже предлагалось ранее, возможно, стоило бы пойти по пути введения института региональных (локальных) банков. Для них требования к капиталу могут быть мягче, чем для банков, действующих на территории всей страны. Это вопрос для детального обсуждения.

О повышении размера возмещения по вкладам. Тема регулярно поднимается на наших встречах с банкирами и представителями СМИ. Поэтому будет нелишним еще раз высказать позицию Агентства по данному вопросу.

На наш взгляд, пока объективные показатели не свидетельствуют о необходимости повышения страховки. Средний размер заработной платы в стране составляет 24 тыс. руб./мес., пенсий – 8 тыс. руб./мес., средний размер вклада без учета мелких и неработающих счетов – 130 тыс. руб. Существующий размер возмещения полностью покрывает более 99% общего количества вкладов в банках.

Совсем недавно по нашему поручению ВЦИОМ провел социологическое исследование. Сейчас подводятся его итоги. Предварительные результаты таковы: для 80% граждан существующий размер страховки вполне достаточен. Если в дальнейшем мы обнаружим, что ситуация меняется и в общественном сознании формируется запрос на повышение страховки, то обязательно примем это во внимание. Последовательный рост страхового возмещения – стратегическое направление нашего развития. И это развитие должно соответствовать социально-экономическим реалиям.

В заключение хотел бы сказать, что мы готовы поддержать многие инициативы, содержащиеся в проекте решения сегодняшнего собрания. По ряду же предложений общественная профессиональная дискуссия может быть продолжена.


Возврат к списку

АСВ в социальных сетях


Facebook Twitter VK OK

Как мне получить страховое возмещение?

Ответы на этот и другие вопросы о страховых случаях и выплатах Вы можете прочитать в разделе «Страхование вкладов/Вопросы и ответы».


Как мне погасить кредит?

Информацию о реквизитах банков, а также о контактных лицах по вопросам, связанным с погашением кредитов, Вы можете узнать в разделе «Погашение кредита».


Легко и быстро оплатите кредит банку с отозванной лицензией

Специализированный ресурс оплаты кредитов в интернете с использованием банковских карт и иных способов, а также информирования о всех доступных способах оплаты - Платежный портал (www.payasv.ru).

Справочник вкладчика Справочник вкладчика
Если Ваш банк разорился

×