Главная / Об Агентстве /

Годовой отчет государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" за 2004 год

  • Организационное становление системы обязательного страхования вкладов в России
  • Функционирование системы страхования вкладов в 2004 году
    • Формирование системы страхования вкладов
    • Фонд обязательного страхования  вкладов
  • Осуществление полномочий конкурсного управляющего в несостоятельных банках
  • Внутриорганизационная деятельность Агентства
  • Баланс государственной корпорации "Агентство по  страхованию вкладов" - за 2004 год;
  • Отчет о прибылях (об убытках), полученных от размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств за 2004г.;
  • Отчет о движении денежных средств фонда обязательного страхования вкладов

Годовой отчет государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство) подготовлен в соответствии со статьей 24 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (далее - Закон о страховании вкладов), утвержден Советом директоров Агентства 13.04.2005г. (протокол №1, разд. I).
В соответствии с федеральными законами и Стратегией развития банковского сектора Агентство выполняет две взаимосвязанные общественно-значимые функции, направленные на формирование комплексной системы защиты интересов кредиторов банков. В соответствии с Законом о страховании вкладов Агентство является организацией, обеспечивающей функционирование системы страхования вкладов. После вступления в силу 27 ноября 2004 г. поправок в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" на Агентство также возложены функции конкурсного управляющего при банкротстве банков, привлекавших денежные средства физических лиц.
Конкретные задачи Агентства в 2004 г. заключались, прежде всего, в организационном и нормативно-методическом обеспечении реализации положений указанных законов, в том числе по вопросам вступления банков в систему страхования вкладов, формирования её финансовой основы - фонда страхования вкладов, осуществления мероприятий по ликвидации несостоятельных кредитных организаций.
Реализация поставленных перед Агентством задач во многом стала возможной благодаря скоординированной работе Правительства России и Банка России, представители которых входят в Совет директоров Агентства, а также плодотворному сотрудничеству Агентства с банковскими ассоциациями.


Организационное становление системы обязательного страхования вкладов в России

Системы страхования банковских вкладов в настоящее время действуют более чем в 80 странах мира и представляют собой важный элемент стабильности банковского сектора, обеспечивающий защиту вкладчиков при неблагоприятных экономических условиях.
Финансовый и банковский кризис 1998 г. в России со всей очевидностью показал, что наличие эффективно действующей системы защиты сбережений могло бы сделать последствия кризиса гораздо менее болезненными для миллионов граждан.
В программных документах Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Банка России ставилась задача о необходимости формирования общероссийской системы страхования вкладов. Эту позицию активно поддержали представительные и законодательные органы государственной власти и банковское сообщество. Одновременно успешное развитие экономики в последние годы позволило сформировать прочный фундамент для создания системы защиты банковских депозитов.
27 декабря 2003  г. вступил в силу Закон о страховании вкладов, заложивший организационные, правовые и экономические основы для функционирования системы страхования вкладов в стране. Таким образом, за всю 250-летнюю историю развития банковской системы в России впервые было введено страхование вкладов.
Система страхования базируется на следующих принципах:
- обязательность участия банков в системе страхования вкладов;
- сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств;
- прозрачность деятельности системы страхования вкладов;
- накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов банков - участников системы страхования вкладов.
В целях обеспечения функционирования системы страхования вкладов учреждено Агентство по страхованию вкладов в форме государственной корпорации. Учредителем Агентства является Российская Федерация.
В январе 2004 г. Агентство приступило к работе. Были сформированы органы управления, утверждена организационная структура Агентства.
Высшим органом управления Агентства является Совет директоров, в компетенции которого находится формирование стратегической политики и принятие основных решений по вопросам функционирования системы страхования вкладов. В его состав входят 7 представителей от Правительства Российской Федерации, 5 - от Банка России, а также Генеральный директор Агентства.
В 2004 г. Совет директоров Агентства принял базовые документы, определившие ключевые позиции функционирования системы страхования вкладов.
Для создания финансовой основы системы страхования вкладов государство осуществило первоначальный имущественный взнос, передав средства государственной корпорации "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" (далее - АРКО), в размере 2 млрд. руб. - в фонд обязательного страхования вкладов и 1 млрд. руб. - для проведения мероприятий по организации функционирования системы. На формирование системы направляются также и иные средства АРКО по мере их высвобождения в ходе ликвидации данной организации.
Важнейшая работа по созданию системы страхования вкладов - отбор финансово устойчивых банков в систему - осуществлялась Банком России. В соответствии с Законом о страховании вкладов им были организованы проверки финансового состояния всех банков, подавших ходатайства о вступлении в систему страхования.
Начиная с сентября отчетного года, на основании решений Банка России началось включение кредитных организаций в систему страхования вкладов.
В августе 2004 г. в соответствии с положениями Стратегии развития банковского сектора о том, что страхование вкладов и ликвидация несостоятельных банков являются составными частями единого механизма защиты интересов кредиторов, были внесены соответствующие изменения в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Функции конкурсного управляющего несостоятельных банков были возложены на Агентство.
Совет директоров 9 декабря 2004 г. одобрил Концепцию деятельности Агентства по реализации положений Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
Концепция определяет цели, задачи и принципы деятельности Агентства как корпоративного конкурсного управляющего, устанавливает базовые принципы организации процедур банкротства кредитных организаций, описывает методы управления активами ликвидируемых кредитных организаций, работы с кредиторами, а также привлечения к ответственности лиц, виновных в доведении кредитных организаций до банкротства.
В связи с наделением Агентства функциями корпоративного ликвидатора банков была создана необходимая регулятивная база и внесены изменения в организационную структуру.
Оба направления деятельности Агентства - страхование вкладов  и выполнение функций корпоративного ликвидатора - обеспечивают высококвалифицированные специалисты Агентства,  получившие необходимый опыт работы в АРКО и других организациях.
Будучи неотъемлемой частью  российского банковского сообщества, Агентство придает особое значение тесному взаимодействию с банковскими ассоциациями, отечественными научными и исследовательскими центрами, занимающимися проблемами банковского сектора, ведущими международными и иностранными финансовыми институтами.
В целях экспертного и информационно-аналитического обеспечения функционирования системы страхования вкладов при Агентстве создан постоянный Экспертно-аналитический совет, основными задачами которого являются содействие укреплению доверия к банковской системе Российской Федерации, привлечению в нее сбережений населения, повышению культуры взаимоотношений между вкладчиками и банками, а также исследование влияния системы страхования вкладов на развитие экономики и банковского сектора. В состав Совета вошли представители научных кругов, общественных объединений вкладчиков и банков, иных организаций, чья деятельность связана с системой страхования банковских вкладов, защитой прав потребителя и анализом макроэкономических процессов.
Таким образом, 2004 г. стал годом организационного становления системы обязательного страхования вкладов. Специальная миссия Всемирного банка, посетившая Агентство в отчетном году, с удовлетворением отметила, что формирование системы страхования вкладов в России соответствует наилучшей мировой практике.

Функционирование системы страхования вкладов в 2004 году

Формирование системы страхования вкладов

Формирование системы страхования вкладов в 2004 г. проходило по четырем  основным направлениям:
разработка регулятивных документов, обеспечивающих её функционирование;
подготовка к ведению реестра банков и ведение реестра;
формирование "стартового капитала" фонда обязательного страхования вкладов и отработка технологий инвестирования его средств в финансовые инструменты;
подготовка  мероприятий по организации выплат страхового возмещения по вкладам.
При этом Агентство руководствовалось в своей деятельности следующими основными принципами:
прозрачность и информационная открытость деятельности системы страхования вкладов;
координация работы Агентства с банковским сообществом;
минимизация административной нагрузки на банки в связи с  введением системы страхования вкладов.
В отчетном году Агентством приняты базовые регулятивные документы по функционированию системы страхования вкладов, в том числе, позволившие банкам принимать взвешенные решения на стадии, предшествующей вступлению в неё.
Прежде всего, Советом директоров Агентства был установлен основной финансовый показатель - ставка страховых взносов банков (протокол № 3 от 03.02.04г.). Поскольку фонд страхования вкладов находится в стадии формирования, ставка была установлена на максимальном определенным законом уровне - 0,15 процента средней величины вкладов населения за квартал. В своих оценках Агентство исходит из того, что в ближайшие 5 лет в целях капитализации фонда и обеспечения необходимой финансовой устойчивости системы ставка отчислений банков будет оставаться неизменной.
Вместе с установлением ставки страховых взносов были приняты документы, касающиеся порядка их расчета и уплаты. Для удобства банков расчет страховых взносов построен по правилам, аналогичным расчету отчислений в фонд обязательных резервов, депонируемых в Банке России.
Следуя принципу согласованности действий, Банком России с участием Агентства были подготовлены Указания от 1 апреля 2004 г. № 1416-У "О порядке составления и представления банками отчетности об остатках подлежащих страхованию денежных средств физических лиц, размещенных во вклады" и № 1417-У "О форме реестра обязательств банка перед вкладчиками".
Агентством утверждены порядок ведения реестра банков, состоящих на учете в системе обязательного страхования вкладов, а также форма и образец свидетельства о включении банка в указанный реестр. Для комплексной автоматизации функций по формированию фонда обязательного страхования вкладов разработан и введен в действие аналитический комплекс "Прогноз", обеспечивающий ведение реестра банков, управленческий учет и контроль операций, связанных с исчислением и уплатой страховых взносов.
Для оказания банкам организационно-технического содействия в информировании вкладчиков по вопросам страхования вкладов Агентством были подготовлены соответствующие рекомендации. В них изложены унифицированные варианты ознакомления вкладчиков с основными положениями системы страхования вкладов, даны ответы на наиболее часто задаваемые вопросы. По мнению Агентства, подготовленный документ позволяет формировать положительное отношение к системе страхования вкладов и операциям банков по привлечению средств населения. Этой цели также служит специальный знак "Вклады застрахованы. Система страхования вкладов", правила использования которого приведены в рекомендациях.
К сентябрю 2004 г. - моменту поступления в Агентство первых положительных заключений Банка России о соответствии банков требованиям к участию системе обязательного страхования вкладов - организационно-методическая работа по постановке банков на учет в системе и взаимодействию Агентства с банками и Банком России, в основном, была завершена.
В соответствии с Законом о страховании вкладов Агентство в отчетном  году осуществляло постановку банков на учет в системе обязательного страхования вкладов путем включения их в реестр на основании уведомлений Банка России.
По состоянию на 27 июля 2004 г. - дату окончания принятия Банком России ходатайств банков о включении их в систему обязательного страхования вкладов - соответствующие документы подали 1140 из 1179 банков, имеющих право привлекать денежные средства физических лиц во вклады. После этого Банк России начал осуществлять проверки финансового положения указанных банков.
Первая регистрация участия банков в системе страхования вкладов на основании поступающих заключений Банка России была проведена 21 сентября 2004 г.

Впоследствии, до конца отчетного периода, в среднем еженедельно регистрировалось участие около 30 банков. Динамика включения банков в реестр и объем их обязательств перед вкладчиками отражены на рисунке 1.
По состоянию на 1 января 2005 г. в реестр включен 381 банк из 75 регионов страны (рисунок 2), что составляет 33,4% организаций, подавших ходатайства о вступлении в систему. Из этих банков 375 ранее имели лицензию Банка России, и 6 банков впервые получили разрешение Банка России на работу с физическими лицами.
Рисунок 2. Расположение банков, вступивших в систему страхования вкладов

Включение банка в реестр осуществлялось не позднее следующего рабочего дня после получения документов от Банка России. На следующий день после включения банка в реестр, Агентство в письменной форме информировало об этом Банк России и банк, поставленный на учет в системе страхования вкладов, а также направляло указанную информацию для опубликования в "Вестнике Банка России" и "Российской газете" и размещало на сайте Агентства в сети Интернет. Кроме того, вместе с указанной информацией Агентство направляло в банк соответствующее свидетельство и регулятивные документы по вопросам страхования вкладов.
Объем обязательств перед вкладчиками банков, внесенных в реестр на конец отчетного периода, превышал 433 млрд. руб., что составляет 55,2% сбережений населения, размещенных в банковской системе (без Сбербанка РФ) (рисунок 3).

Рисунок 3. Доля банков, вступивших в систему страхования вкладов

Среди банков, вступивших в систему обязательного страхования вкладов, 23,6% составили банки, зарегистрированные в г. Москве. Доля их обязательств в общем объеме обязательств банков-участников системы страхования вкладов составляет 52,3%.
В течение отчетного периода участниками системы стало большинство (66) из 100 крупнейших розничных банков. Доля обязательств указанных банков в общем объеме застрахованных обязательств составила 77,8%.
В 48 субъектах Российской Федерации участниками системы страхования вкладов стали от 50 до 100% банков. В 53 регионах - объем застрахованных обязательств перед физическими лицами составил от 50 до 100% привлеченных средств населения.
29 декабря 2004 г. Банк России принял положительное решение о вхождении в систему обязательного страхования вкладов Сбербанка и  Внешторгбанка (они были включены в реестр участников системы страхования 11 января 2005 г.). С учетом их участия объем застрахованных обязательств перед вкладчиками превысил 90% всех депозитов населения.
Таким образом, можно констатировать, что по состоянию на конец отчетного периода система страхования вкладов в России была практически сформирована, и подавляющее большинство банковских вкладов физических лиц находилось под ее защитой.
В соответствии с законом  каждому вкладчику гарантируется полный возврат вкладов в каждом банке в размере до 100 тыс. руб. включительно. Указанная сумма составляет 1,1 доли ВВП за 2003 год на одного гражданина России. Международный валютный фонд определяет достаточность возмещения по вкладам на уровне 1-2 долей ВВП страны за год на одного жителя. Следовательно, уровень возмещения по вкладам в размере 100 тыс. руб. соответствует мировой практике и является оптимальным по отношению к объему резервов российской системы страхования вкладов и ставке банковских взносов.
Общее количество счетов, открытых вкладчиками в банках-участниках системы страхования вкладов по состоянию на 1 января 2005 г., превышает 32 миллиона. Из них 98% счетов имели размер менее 100 тыс. руб.
Остатки подлежащих страхованию денежных средств физических лиц, размещенных во вклады, составляют 435,3 млрд. руб. При этом общая сумма

обязательств по вкладам, размер которых не превышает 100 тыс. руб., составляет 106,9 млрд. руб. или 24,6% объема застрахованных депозитов.
Средний размер вклада в банках-участниках системы страхования вкладов - 13,6 тыс. руб.

Организация процесса выплат вкладчикам возмещения по вкладам при наступлении страхового случая в банке - участнике системы обязательного страхования вкладов является важнейшим направлением деятельности Агентства. Для ее  осуществления Агентством разработан пакет соответствующих регулятивных и организационно-методических документов.
Разработана система организации выплаты возмещения по вкладам, которая устанавливает порядок выплат и урегулирования разногласий о размере возмещения, а также определяет процедуру восстановления пропущенного срока для обращения вкладчиков с требованием о возмещении по вкладам. Кроме того, документ содержит основные положения, касающиеся участия банков-агентов в организации выплат вкладчикам.
Согласно закону Агентство вправе осуществлять выплаты  самостоятельно или привлекать для этого банки-агенты, действующие от имени Агентства и за его счет. 
Выплата возмещения по вкладам через банки-агенты рассматривается Агентством как основной, наиболее эффективный и быстрый способ расчетов с вкладчиками. Такой  подход позволяет сохранять депозитную базу банковской системы и в то же самое время воспитывать доверие населения к банковским услугам.
В данной работе Агентство будет опираться на сетевые банки федерального уровня и крупные региональные кредитные организации, что позволит создать гибкий механизм выплат.
Для привлечения банков-агентов к сотрудничеству по выплате страхового возмещения по вкладам разработан порядок их конкурсного отбора, который прошел обсуждение с банковскими ассоциациями в рамках заключенных соглашений о взаимодействии, согласован с Федеральной антимонопольной службой и утвержден Советом директоров Агентства (протокол № 6 от 17.09.04г.).
Установлено, что банки-агенты федерального уровня должны иметь капитал не менее 1 млрд. руб. и не менее 10 обособленных структурных подразделений. Требование к региональным банкам-агентам - доля вкладов граждан и капитала не менее 10% в масштабе субъекта Российской Федерации. Данным требованиям в настоящее время в совокупности соответствуют примерно 150 кредитных организаций.
Для проведения отбора банков-агентов в Агентстве создана постоянно действующая конкурсная комиссия. Она состоит из 11 человек и наряду с работниками Агентства включает представителей Ассоциации российских банков и Ассоциации региональных банков "Россия".
Утвержден порядок взаимодействия с банками-агентами при проведении выплаты возмещения по вкладам. В соответствии с указанным документом банк-агент  осуществляет выплату возмещения по вкладам без взимания с вкладчиков вознаграждения за свои услуги. Размер оплаты Агентством услуг банка-агента определяется в соответствии с предложенными им в ходе конкурса финансовыми условиями в пределах установленной Советом директоров нормы компенсации затрат - не более 1,5% от выплаченных сумм возмещения по вкладам (протокол № 7 от 27.10.04г.).

Закон о страховании вкладов предусматривает взаимодействие между Агентством и Банком России в рамках закрепленных за ними полномочий, связанных с функционированием системы обязательного страхования вкладов. Так, распоряжением Банка России от 17 октября 2003 г. создана совместная рабочая группа по подготовке нормативной базы регулирования страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, состоящая из представителей Агентства и Банка России.  Этой группой, в частности, было разработано Соглашение о координации деятельности и обмене информацией, заключенное между Агентством и Банком России 29 сентября 2004 г.
Соглашением определены основные направления совместной работы по вопросам участия банков в системе страхования вкладов, уплаты банками страховых взносов, выплаты возмещения по вкладам, проведения проверок банков по вопросам страхования вкладов и применения к ним мер ответственности, ликвидации банков, а также в решении других задач, возникающих в связи с функционированием системы страхования.
Кроме того, 1 ноября 2004 г. заключено Соглашение об обмене информацией в электронном виде между Банком России и Агентством, позволяющее ускорить документооборот между организациями и получение из банка при возникновении страхового случая реестра обязательств перед вкладчиками по каналам связи Банка России.
Банком  России с участием Агентства подготовлен проект Указания "Об особенностях проведения проверок кредитных организаций (их филиалов)" в соответствии с Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" от 13 января 2005 г. № 1542-У. Документ регламентирует порядок привлечения Банком России служащих Агентства к участию в проверках банков, их права и обязанности. Целью проведения таких проверок является оценка соблюдения банком требований, установленных Законом о страховании вкладов и нормативными актами Банка России, принятыми в соответствии с ним.
Подготовленное с участием Агентства постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 2004 г. N 548 "Об уполномоченных федеральных органах исполнительной власти в области страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" устанавливает, что Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, представляющим в делах о банкротстве банков права требования к банку, перешедшие к Агентству в результате выплаты им возмещения по вкладам.
В соответствии с указанным постановлением ФНС России совместно с Агентством подготовлен проект положения о порядке представления Федеральной налоговой службой прав требования государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в делах о банкротстве банков - участников системы обязательного страхования вкладов, которое предположительно  вступит в силу в 2005 году.
Важнейшим фактором эффективного функционирования системы страхования вкладов является взаимодействие Агентства с банковскими ассоциациями. В отчетном году Агентством были заключены соглашения о взаимодействии и сотрудничестве по вопросам страхования вкладов с Ассоциацией российских банков, Ассоциацией региональных банков "Россия" и Ассоциацией банков Северо-Запада. Основными направлениями в совместной работе являются формирование единых подходов к применению законодательства о страховании вкладов, обеспечение защиты прав вкладчиков при соблюдении интересов банков, повышение прозрачности привлекающих вклады банков, а также оказание банкам организационной, методической и консультационной помощи по вопросам страхования вкладов.
Агентство взяло на себя обязательство направлять в банковские ассоциации проекты своих регулятивных документов по вопросам участия банков в системе страхования вкладов, расчета и уплаты взносов, а также иных документов, затрагивающих интересы банков-участников системы страхования вкладов.
В мае 2004 г. Агентство также организовало семинар для разработчиков программного обеспечения банков и работников, использующих собственные автоматизированные банковские системы. Целью семинара было улучшение подготовки данных систем к формированию реестра обязательств перед вкладчиками и расчету страховых взносов.

Фонд обязательного страхования  вкладов

В соответствии с Законом о страховании вкладов в качестве финансовой основы системы страхования формируется фонд обязательного страхования вкладов. По состоянию на 1 января 2005г. размер фонда составил 4623 млн. руб. (рисунок 5). В 2004 г. фонд формировался в основном за счет имущественных взносов Российской Федерации. Первоначальный имущественный взнос был  перечислен в установленные сроки государственной корпорацией "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" в соответствии со статьей 50 Закона о страховании вкладов и составил 2000 млн. руб. Из них 1894 млн. руб. поступили в форме денежных средств и 106 млн. руб. - в форме государственных ценных бумаг.


Кроме того, в течение 2004 г. имущественные взносы Российской Федерации в фонд  вносились в соответствии с Федеральным законом "О признании  утратившими силу Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, а также о порядке ликвидации государственной корпорации "Агентство по реструктуризации кредитных организаций". Их общая сумма составила 2 619 млн. руб.
Согласно принципу накопительного характера формирования фонда обязательного страхования вкладов, вторым источником его пополнения в 2004 г. помимо имущественного взноса Российской Федерации, были регулярные страховые взносы банков.
В соответствии с фактическим ходом формирования состава банков - участников системы страхования вкладов в 2004 г. обязанность по уплате страховых взносов должны были исполнить 26 банков, принятых в систему в III квартале 2004 г. В установленный Федеральным законом срок все указанные банки перечислили страховые взносы в сумме 4,1 млн. руб.
Существенных нарушений порядка расчета и уплаты страховых взносов за III квартал 2004 г. со стороны банков Агентством не выявлено. Четыре банка несвоевременно перечислили в полном объеме страховые взносы за III квартал 2004 г. Требования о погашении недоплаты страхового взноса и уплате пени выполнены этими банками в установленный срок.
Средства фонда обязательного страхования вкладов учитывались на специальном счете Агентства в Банке России. Отчет о движении денежных средств фонда обязательного страхования вкладов за 2004г. включен в состав годового отчета. Доходы от размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда в соответствии с учетной политикой Агентства будут зачислены в фонд после уплаты налогов и распределения прибыли в установленном Советом директоров Агентства порядке. Планируется, что общая сумма этих доходов составит 47,1 млн. руб.
Использование денежных средств фонда обязательного страхования вкладов в 2004г. не осуществлялось в связи с отсутствием выплат возмещения по вкладам.

В сентябре 2004 г. в соответствии с Законом о страховании вкладов Агентством были рассчитаны возможные показатели системы страхования вкладов на 2005 г. Их оценка производилась на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 г., исходя из:
– предположения об устойчивом экономическом росте и отсутствии предпосылок финансового или системного банковского кризиса в России;
– опыта государственной корпорации "Агентство по реструктуризации кредитных организаций", полученного в ходе создания "локальной" системы гарантирования вкладов в 5 банках и позволяющего оценить соотношение возможных выплат из фонда к размеру обязательств перед вкладчиками для среднестатистического банка;
– анализа отношения суммы вкладов в банках с отозванной лицензией к общей сумме вкладов в банках за последние 12 лет.
Проверка в 2004 г. финансового состояния всех банков, включаемых в систему страхования вкладов, в соответствии с правилами, установленными федеральным законом и нормативными актами Банка России, учитывалась как дополнительный фактор стабильности системы страхования вкладов.
По расчетам Агентства, в текущем году средств фонда обязательного страхования вкладов должно быть достаточно для осуществления статистически прогнозируемых выплат возмещения по вкладам. В этой связи необходимость расходов федерального бюджета для покрытия дефицита фонда обязательного страхования вкладов в 2005 г. отсутствует. Вопрос достаточности средств фонда страхования вкладов был рассмотрен Советом директоров Агентства (протокол №   6 от 17.09.04г.). 

В целях обеспечения сохранности (защиты от инфляции) и пополнения фонда обязательного страхования вкладов Агентство осуществляет размещение (инвестирование) временно свободных денежных средств на рынке на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности.
В отчетном периоде размещение средств фонда обязательного страхования осуществлялось в соответствии с Положением об инвестировании временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов на 2004 год, утвержденным Советом директоров Агентства, исключительно в государственные ценные бумаги Российской Федерации (протокол № 3 от 03.02.04г.).
Общая сумма доходов от инвестирования средств фонда за отчетный период составила 186,1 млн. руб.
Общая доходность инвестирования средств фонда за отчетный период составила 10,8% годовых, что сопоставимо с приростом стоимости паев паевых инвестиционных фондов с аналогичной инвестиционной декларацией - в государственные ценные бумаги.
 

Осуществление полномочий конкурсного управляющего в несостоятельных банках

С принятием Федерального закона от 20 августа 2004 г. №121-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон о банкротстве банков) в России введен институт корпоративного конкурсного управляющего несостоятельных банков, функции которого возложены на Агентство.
В силу особой общественной и экономической значимости банковской системы Агентство заменило арбитражных управляющих - индивидуальных предпринимателей при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц, а также при банкротстве отсутствующих кредитных организаций - должников.
Выполнение Агентством функций конкурсного управляющего позволит обеспечить прозрачность расчетов с кредиторами, минимизировать расходы на ликвидацию банков с отозванными лицензиями.
Одновременное выполнение Агентством двух функций - страхования вкладов и ликвидации неплатежеспособных банков - является необходимым элементом в процессе создания целостной системы защиты интересов  вкладчиков и иных кредиторов российских банков. Подобное организационное объединение функций позволяет сокращать убытки системы страхования вкладов, максимально быстро и эффективно возвращать из конкурсной массы в фонд обязательного страхования вкладов средства, выплаченные гражданам. Совмещение функций дает также возможность сформировать единый центр ответственности перед кредиторами несостоятельных банков, что будет способствовать повышению доверия к банковской системе и институтам государственной власти.
Организация работы по управлению конкурсным производством в отчетном году проводилась Агентством по трем направлениям:
- создание системы управления процедурами банкротства и подготовка соответствующей регулятивной базы;
- подготовка к исполнению функций конкурсного управляющего с момента отзыва у банка лицензии до открытия конкурсного производства;
- непосредственное осуществление функций конкурсного управляющего.
Основы технологии работы по ликвидации банков были заложены в Концепции деятельности государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" по реализации положений Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", одобренной Советом директоров Агентства (протокол № 8 от 09.12.04г.).
Система управления процедурами банкротства основывается на внутренних правилах Агентства, определяющих порядок его работы на всех этапах конкурсного производства и призванных обеспечить соблюдение единой правовой и операционной дисциплины, унифицированных формах и методах осуществления однородных, периодически повторяющихся действий, выполняемых в ходе ликвидации банков.
Так, Агентством разработаны типовые планы организации процедур банкротства, документы, определяющие порядок подготовки, утверждения  и контроля сметы текущих расходов на ведение конкурсного производства, инвентаризации имущества, проведения анализа финансового состояния кредитной организации, установления требований кредиторов и проведения расчетов с ними.
В рамках комплексной автоматизации деятельности Агентства  объявлен конкурс на разработку программного обеспечения для ведения реестра требований кредиторов, результаты которого были подведены в феврале 2005г.
В соответствии с Законом о банкротстве банков Агентство осуществляет полномочия конкурсного управляющего через своего представителя, назначенного из числа служащих Агентства.
Для наделения своего представителя правом действовать от имени Агентства утвержден образец доверенности. Наряду с правами документ устанавливает для представителя конкурсного управляющего лимиты на распоряжение имуществом кредитной организации.
Объем и характер полномочий каждого представителя определяются Агентством, исходя из состояния дел в ликвидируемой кредитной организации и необходимости минимизации рисков, связанных с выполнением этих полномочий. Представитель Агентства может выполнять возложенные на него обязанности одновременно в нескольких ликвидируемых кредитных организациях, расположенных в одном или нескольких близлежащих регионах.
Для мониторинга и контроля за процедурами банкротства разработан порядок подготовки и представления кредитной организацией информации о ходе конкурсного производства Банку России, собранию (комитету) кредиторов и в арбитражный суд. Данный документ реализует положения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", касающиеся усиления публичного контроля за действиями конкурсного управляющего. Так, при сроке конкурсного производства в один год Агентство должно не менее 11 раз опубликовать в средствах массовой информации сведения о ходе конкурсного производства и представить суду, органу кредиторов и в Банк России в совокупности не менее 50 отчетов.
Необходимую часть мероприятий Агентства по управлению конкурсным производством представляет собой выявление сомнительных сделок, совершенных с участием кредитной организации и нарушающих интересы ее кредиторов, а также работа по установлению признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, привлечению участников (учредителей) банка к субсидиарной ответственности по обязательствам перед кредиторами при выявлении соответствующих нарушений.
В этой связи Агентством разработаны Методические рекомендации по выявлению сомнительных сделок в кредитных организациях. В документе, в частности, определены этапы выявления сомнительных сделок, направления деятельности по их выявлению, экономическое содержание сомнительных сделок, критерии отнесения сделок к сомнительным.
Агентство считает указанную работу принципиально важной для профилактики злоупотреблений при банкротстве банков, для повышения доверия к банковской системе.
Составной частью работы Агентства по формированию конкурсной массы ликвидируемых кредитных организаций в максимально возможном размере является работа с активами. В соответствии с утвержденным порядком работа с активами ликвидируемых кредитных организаций строится на принципах прозрачности, доступности информации о ходе работы с активами  для всех заинтересованных лиц при соблюдении прав и законных интересов кредиторов.

В рамках подготовки к исполнению функций конкурсного управляющего представители Агентства до открытия конкурсного производства принимали участие в работе временных администраций по управлению кредитными организациями. По согласованию с Банком России работники Агентства были включены в состав временных администраций  КБ "РФГ-БАНК", КБ "ВНЕШАГРОБАНК", КБ "ЯРБАНК" и АКБ "РНИБ" с общим оценочным объемом обязательств перед кредиторами в 1,88 млрд. руб.
23 декабря 2004г. Арбитражный суд  г. Москвы впервые утвердил Агентство конкурсным управляющим ООО КБ "СТАЙЛ-БАНК". Информация об этом была опубликована Агентством в "Российской газете", "Вестнике Банка России" и Вестнике Арбитражного суда. На момент открытия конкурсного производства валюта баланса банка составила 255 млн. руб., сумма требований кредиторов по балансу - 182,4 млн. руб.
В отчетном году осуществлена передача имущества, ценностей и документации от временной администрации по управлению ООО КБ "СТАЙЛ-БАНК" Агентству, архив и имущество банка перевезены в новое помещение. Созданы резервные копии информации с серверов, арендован абонентский ящик для поступающей корреспонденции. В государственные и другие компетентные органы направлены запросы о наличии зарегистрированных прав собственности, исполнительного производства и возбужденных арбитражных и судебных дел в отношении должника и его руководства.

Внутриорганизационная деятельность Агентства

В связи с созданием и становлением Агентства как организации особое внимание в отчетном периоде уделялось вопросам организационно- технологического обеспечения и кадровой политики, рациональному использованию средств Агентства.
В соответствии с Законом о страховании вкладов органами управления Агентства являются Совет директоров, Правление и Генеральный директор.
В отчетном периоде было проведено 8 заседаний Совета директоров, на которых рассмотрено 40 вопросов, в том числе 34 вопроса по основной деятельности Агентства.
Советом директоров был принят ряд базовых организационно-распорядительных документов, в том числе Положение о Совете директоров, Регламент работы Правления Агентства, приняты основные документы, касающиеся участия банков в системе страхования вкладов, предложения Правления Агентства о прогнозируемом размере расходов из федерального бюджета для покрытия дефицита фонда обязательного страхования вкладов в 2005 г.
Практическая реализация решений Совета директоров осуществлялась Правлением Агентства. В 2004 г. было проведено 55 заседаний Правления, на которых рассмотрено 240 вопросов. Работа Правления строилась на плановой основе, исходя из решений Совета директоров и федеральных законов, регламентирующих деятельность Агентства.
Экспертно-аналитический Совет, созданный при Агентстве из представителей научной общественности, общественных объединений вкладчиков и банков, а также иных организаций, чья деятельность связана с системой страхования банковских вкладов, состоит из 28 человек. В отчетном году совет провел 3 заседания, на которых рассмотрены вопросы налогообложения средств фонда обязательного страхования вкладов, соответствия размера возмещения по вкладам современному состоянию экономики, а также концепция деятельности Агентства по реализации положений Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
23 марта 2004 г. была осуществлена постановка Агентства на налоговый учет, открыты счета в Банке России, необходимые для обособленного учета средств фонда обязательного страхования вкладов, а также учета иных средств Агентства.
Текущая работа Агентства строилась на плановой основе. Планирование деятельности осуществлялось путем разработки, утверждения и последующего контроля за выполнением полугодовых  планов.
В рамках комплексной автоматизации бухгалтерского, налогового, финансового и кадрового учета Агентства осуществлено внедрение системы управления "Парус".
Для идентификации и визуализации системы страхования вкладов, ее адаптации в профессиональной среде и в широких кругах населения разработаны и зарегистрированы товарный знак Агентства, знак системы страхования вкладов и фирменный стиль Агентства. Основным элементом указанных знаков и стиля является изобразительный символ "Две оберегающие ладони", представляющий собой стилизованное изображение двух ладоней, защищающие обращение денежных знаков (банкнот). В цветовом изображении синий цвет символизирует ясность решений и четкость цели, зеленый цвет - спокойствие и уверенность.
Все работы, проводимые для Агентства на сумму свыше эквивалента 10 тыс. долл. США, осуществлялись исполнителями, отбор которых проводился на конкурсной основе. С этой целью Правлением было утверждено Положение об отборе организаций для проведения работ для Агентства, сформирована конкурсная комиссия, действующая в соответствии с утвержденным регламентом.
Конкурсной комиссией проводилась аккредитация специализированных организаций, привлекаемых к выполнению работ для Агентства, по 8 номинациям: "Аудиторские услуги", "Организация торгов", "Оценочная деятельность", "Установление требований кредиторов и ведение реестра", "Работа с активами", "Ведение бухгалтерского учета в кредитной организации", "Организации, оказывающие комплексные услуги по сопровождению процедур банкротства кредитных организаций", "Юридические консультанты". По состоянию на 1.01.2005г. при Агентстве было аккредитовано 53 организации.
В целях отбора организаций для выполнения работ для Агентства в отчетном году было проведено 12 конкурсов, итоги которых утверждались Правлением. Общая сумма работ, порученных победителям конкурсов, составила свыше 48 млн. руб. с учетом НДС.
Формирование источников расходов Агентства, не являющихся средствами фонда обязательного страхования вкладов, осуществлялось за счет имущественного взноса Российской Федерации, перечисленных государственной корпорацией "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" на общую сумму 2,3 млрд. руб.
Размещение указанных временно свободных денежных средств производилось в соответствии с лимитами, установленными Положением об инвестировании временно свободных денежных средств, утвержденным Советом директоров Агентства 3 февраля 2004 г. (протокол №3, разд.III). Расчет текущих лимитов для инвестирования в конкретные активы Агентства, продление срока действия лимитов, изменение их размера осуществлялось на основе соответствующего регламента и утверждалось Правлением Агентства. Контроль за размещением средств осуществляла Служба внутреннего аудита.
По состоянию на 1января 2005 г. общая сумма временно свободных средств составила 1570 млн. руб. Объем средств, инвестированных в финансовые инструменты, составил 1455 млн. руб. Остаток денежных средств на счетах, зарезервированный для обеспечения расходов Агентства, а также для участия в торгах по ценным бумагам, составил 115 млн. руб.
Средняя текущая доходность размещенных средств составляет 11% годовых, средняя доходность к погашению - 10,7% годовых. Доходы от размещения в отчетном году составили 97,8 млн. руб.
Расходы на содержание Агентства в 2004 г. производились в соответствии со сметой, утвержденной Советом директоров от 3 февраля 2004 г. (протокол № 3).
Смета расходов на содержание Агентства в 2004г. была утверждена Советом директоров в сумме 194,1 млн. руб. Правление Агентства исходило из принципа разумной достаточности и минимизации средств, направляемых на содержание Агентства. За отчетный период была достигнута общая экономия сметных средств в размере 40,6 млн. руб. Исполнение сметы составило 79,1 %.
В 2004 г. Агентство в соответствии с утвержденной Советом директоров сметой капитальных затрат осуществило капитальные вложения в приобретение основных средств для обеспечения деятельности на общую сумму 31,5 млн. руб., что составило 84,5% от утвержденного по смете задания (37,7 млн. руб.).
Отдельным решением Совета директоров в 2004 г. были выделены средства в общей сумме 640 млн. руб. на приобретение в собственность здания под офисы Агентства. Во втором полугодии Агентство приобрело в собственность административное здание по адресу: ул. Верхний Таганский тупик, дом 4.
В связи с выполнением двух функций - страхования вкладов и ликвидации неплатежеспособных банков - перед Агентством стояла необходимость сформировать коллектив из высококвалифицированных специалистов, способных решать задачи, определенные в законах.
В прошедшем году Совет директоров дважды рассматривал организационную структуру Агентства (22 января и 27 октября): при создании Агентства и в связи с наделением его дополнительными функциями.
Персонал Агентства формировался на основе наиболее квалифицированных и опытных работников государственной корпорации  "Агентство по реструктуризации кредитных организаций", а также высококлассных специалистов, пришедших из других организаций, в том числе на руководящие должности.
По состоянию на 1 января 2005 г. в Агентстве работало 180 человек. 88 % работников имеют высшее образование, в том числе 38 % - высшее экономическое и 15 % - высшее юридическое (рисунок 6). В Агентстве работают 4 доктора наук и 11 кандидатов наук.

Важной составной частью кадровой политики Агентства является повышение квалификации и подготовка кадров. Для проработки вопросов, связанных с реализацией и особенностями применения Закона о страховании вкладов, было организовано 6 учебных курсов, в которых приняло участие 96 работников Агентства.
Кроме того, в течение года 120 работников Агентства приняли участие в 20 семинарах и конференциях. При выборе  учебных программ основное внимание уделялось вопросам деятельности кредитных организаций, правовому регулированию, финансовому анализу, вопросам налогообложения, бухгалтерского  учета и отчетности, переходу на международные стандарты финансовой отчетности.

Одним из основополагающих принципов деятельности Агентства является прозрачность и информационная открытость.
В процессе формирования Агентства была организована активная разъяснительная работа в средствах массовой информации. Ее результатом стало появление более 150 информационных материалов в различных изданиях, на радио и телевидении  (82 в центральной прессе и 70  в региональной).
В течение года руководство Агентства провело 11 пресс-конференций, и брифингов, посвященных различным аспектам создания системы страхования вкладов.
Финансовый пресс-клуб России в 2004 г. наградил руководство Агентства дипломом за приверженность принципам информационной открытости и плодотворное сотрудничество со средствами массовой информации.
В сети Интернете по адресу www.asv.org.ru функционирует сайт Агентства, на котором размещены законы и иные нормативные акты, документы Агентства, информация для вкладчиков и банков, ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, материалы о мировом опыте страхования вкладов, публикации об Агентстве и выступления его руководителей.
Руководители и ведущие специалисты Агентства совместно с представителями Банка России и банковских ассоциаций провели серию поездок в регионы Российской Федерации, в которых банки наиболее активно работают с населением. Состоялись поездки в города Екатеринбург, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Пермь, Самара, Тюмень, Челябинск.
Цель этих поездок - подробное информирование общественности о начале работы системы страхования вкладов, встречи с главами администраций, представителями региональных банков. На встречах была представлена подробная информация о принятых Агентством нормативных актах, даны практические рекомендации по расчету и перечислению страховых взносов, а также разъяснения по многим возникающим вопросам. Для региональных средств массовой информации были организованы тематические пресс-конференции.
С середины ноября 2004 г. работает "горячая линия" для вкладчиков банков, телефоны которой размещены на сайте Агентства в сети Интернет и переданы банкам. Как показывает статистика, основная масса вопросов звонивших (70 процентов) касалась получения информации о включении конкретного банка в реестр банков-участиков системы страхования.
Для разъяснения положений Закона о страховании вкладов Агентством подготовлена рукопись Комментариев к данному закону, а также брошюра "Что надо знать о системе страхования вкладов", призванная помочь вкладчикам свободно пользоваться возможностями системы во взаимоотношениях с банками. Брошюра и Комментарии будут изданы в 2005г.
В целях изучения международного опыта в области страхования вкладов, установления и развития деловых контактов с организациями аналогичного профиля, а также повышения престижа российского банковского сектора осуществлялось сотрудничество с международными и иностранными организациями.
В феврале 2004 г. Агентство вступило в качестве Действительного члена в Международную Ассоциацию страховщиков депозитов (МАСД) - организацию, содействующую обмену опытом страхования депозитов в различных странах мира. Членами МАСД, в частности, являются Федеральная корпорация страхования депозитов (США), Канадская корпорация страхования депозитов, Корпорация страхования депозитов Японии, Южно-корейская корпорация страхования депозитов, Фонд гарантирования депозитов (Франция), Совет по гарантированию депозитов Швеции и другие организации с аналогичным профилем деятельности. В рамках работы комитета по исследованиям и регулированию МАСД Агентство приняло участие в подготовке Руководства для страховщиков депозитов в области взаимоотношений между участниками обеспечения финансовой стабильности и урегулирования банкротств банков.
В марте 2004г. было заключено Соглашение об Основных условиях сотрудничества с Министерством финансов (Казначейством) США, согласно которому Агентству предоставляются консультации по вопросам страхования вкладов, в том числе по вопросам разработки операционных процедур  Агентства, оценки финансовой стабильности системы страхования вкладов, определения ставки и организации сбора страховых взносов банков и т.п.
В рамках обмена международным опытом в области страхования вкладов представители Агентства приняли участие в 10 международных конференциях, посвященных вопросам страхования вкладов.

АСВ в социальных сетях


Facebook Twitter VK OK

Как мне получить страховое возмещение?

Ответы на этот и другие вопросы о страховых случаях и выплатах Вы можете прочитать в разделе
«Вопросы и ответы».

Справочник вкладчика Справочник вкладчика
Если Ваш банк разорился

×